Программа занятий «Школа приемных родителей»
Утверждена директором
ГБУ СОН СО «ЦСПСД
Нижнесергинского района»
03.12.2012 года
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Создание условий для формирования у потенциальных приемных родителей готовности к процессу обучения, адаптации, развития, и удовлетворения потребностей ребенка, который будет передан в семью.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1. Выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
2. Оказание помощи лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей:
- в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей;
- в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью;
- в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом;
- в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
3. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;
4. Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;
5. Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;
6. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;
7. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;
8. Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.
9. Помощь в установлении психологического контакта семьи с несовершеннолетним ребенком, поддержка в преодолении психологических, педагогических проблем, связанных с принятием ребенка в семью.
10. Индивидуальный подбор семьи для несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, с учетом его особенностей психофизического развития и сложившейся жизненной ситуации.
11. Предоставление возможности обмена опытом, практическими навыками действующих приемных родителей с кандидатами.
12. Оказание замещающей семье, несовершеннолетнему информационной помощи о порядке работы, полномочиях государственных и иных форм деятельности организаций, предприятий, учреждений.
ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ:
Категория клиентов: лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Категория специалистов:
В ходе реализации данной программы задействованы следующие специалисты:
- специалисты по социальной работе;
- юрисконсульт;
- педагог-психолог, социальный педагог;
- медицинский персонал Центра.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ:
- Информирование населения о возможностях альтернативных форм семейного воспитания, принятия несовершеннолетнего ребенка в семью на воспитание:
- работа со средствами массовой информации (объявления, статьи в газеты, реклама);
- разработка информационных буклетов, памяток с содержанием краткой информации о Школе кандидатов.
- Работа с кандидатами в приемные родители:
- Первичная социальная и психологическая диагностика кандидатов (анкетирование потенциальных приемных родителей, психологическое интервьюирование, проектные методики).
- Профессиональное обучение кандидатов в приемные родители
- Способствование принятию решения о возможности создания замещающей семьи.
- Разработка и утверждение планов работы, тренингов, обучающих семинаров с кандидатами в приемные родители, начинающими воспитателями с учетом результатов анкетирования и тестирования участников.
- Изучение, внедрение и распространение как традиционных, так и новых эффективных инновационных форм и методов подготовки замещающих семей.
- Анализ результатов проделанной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ:
Необходимое оборудование: классная доска, листы ватмана, маркеры, карандаши, ножницы, напольный ковер, парты, стулья, офисная бумага, компьютер, проектор.
В процессе обучения кандидаты в приемные родители получают пакет методических материалов, памяток, необходимых как для самоподготовки, так и для дальнейшего использования в практической деятельности.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- психологическое интервьюирование;
- консультирование;
- адаптированные тесты, опросники;
- проектные методики;
- беседы (групповые, индивидуальные)
- тренинги, групповые упражнения
- встречи за «круглым столом»
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:
- Принятие мотивированного решения кандидатами о возможности создания замещающей семьи.
- Готовность потенциальных приемных родителей к процессу развития, обучения и удовлетворения потребностей ребенка, который будет передан в семью.
- Создание благоприятного психологического климата в будущей замещающей семье.
- Успешная адаптация, развитие и обучение ребенка, находящегося в замещающей семье.
ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ, ЖЕЛАЮЩИМ
ПРОЙТИ ОБУЧЕНИЕ:
В группу для обучения зачисляются лица, прошедшие процедуру социальной и психологической диагностики. Кандидатами в приемные родители могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
- кровных родителей;
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- опекунов (попечителей) отстраненных от обязанностей за ненадлежащее исполнение, возложенных на них обязанностей;
- бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, которые по состоянию здоровья, в соответствии с Перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ, не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка;
- лиц, не располагающих необходимыми жилищно-бытовыми условиями для приема детей в семью.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
- Подготовительный этап. Рассчитан на 4 часа обучения
- оценка готовности, способности и потенциала лиц, желающих принять на воспитание ребенка, отбор кандидатов в приемные родители для дальнейшего участия в программе;
- подготовка пакета методических и нормативно-правовых документов;
- формирование группы из кандидатов, прошедших отбор (включаются те, кто прошел процедуру диагностики личного и семейного потенциала для организации замещающей семьи;
На данном этапе задействованы: педагог-психолог, социальный педагог, специалисты по социальной работе.
- Реализующий этап. Рассчитан на 45,5 часов обучения.
Реализующий этап включает в себя блоки:
- Социально-правовой блок.
Основные формы информирования: лекции, беседы, групповые обсуждения, работа с пакетом нормативно-правовых документов, использование наглядных пособий, вербальных средств передачи информации для самоподготовки.
На данном этапе задействованы: юрисконсульт, специалисты по социальной работе.
- Психолого-педагогический блок.
Основные формы информирования: лекции, практические упражнения, беседы, тренинги, работа с методическим материалом, консультирование, групповые обсуждения, использование наглядных пособий, вербальных средств передачи информации для самоподготовки, технических средств (компьютер, аудиомагнитофон).
На данном этапе задействованы: педагог-психолог, социальный педагог, действующий приемный родитель, который делится опытом.
- Медико-социальный блок.
Основные формы информирования: лекции, беседы, групповые обсуждения, работа с методическим материалом, использование наглядных пособий, вербальных средств передачи информации для самоподготовки.
На данном этапе задействованы: медицинский персонал Центра.
3. Заключительный этап. Рассчитан на 1 час.
Заключительный этап включает в себя:
- анкетирование;
- индивидуальное консультирование;
- рекомендации;
- вручение свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Программа рассчитана на 50,5 часов обучения.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы |
Кол-во академических часов |
Форма контроля |
|||
Всего |
в том числе |
|||||
Лекции |
Семинары, тренинги |
Собеседование (консультации) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
4 |
2 |
|
2 |
Структу-рирован-ное интервью |
2 |
Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей |
4 |
2 |
2 |
|
|
3 |
Этапы развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
4 |
Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
5 |
Последствия от разрыва с кровной семьей для ребенка, оставшегося без попечения (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной и семейной идентичности) |
5 |
1 |
4 |
|
|
6 |
Адаптация приемного ребенка и приемной семьи |
6 |
1 |
5 |
|
|
7 |
«Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка |
6 |
|
6 |
|
|
8 |
Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
9 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
3 |
1 |
2 |
|
|
10 |
Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка |
4 |
1 |
3 |
|
|
11 |
Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан |
2 |
2 |
|
|
|
12 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
2 |
1 |
1 |
|
|
13 |
Подведение итогов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей |
2 |
|
2 |
|
|
14 |
Итоговая аттестация |
0,5 |
|
|
0,5 |
Анкетирование |
15 |
Всего |
50,5 |
14 |
34 |
2,5 |
|