Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с аутизмом
Особенности развития
Симптомы аутизма можно обнаружить уже в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей нарушается «комплекс оживления». Такой ребенок слабо реагирует на свет, на звук погремушек. Гораздо позднее своих сверстников начинает узнавать мать. Но, даже узнав ее, он не тянется к ней, не улыбается, не реагирует на ее уход. Внимание аутичного ребенка может неожиданно и надолго привлечь какой-либо яркий предмет, однако также неожиданно ребенок может панически испугаться любого предмета. У такого ребенка часто наблюдаются двигательные стереотипы.
И в более старшем возрасте аутичные дети кажутся отрешенными, безразличными к окружающему. Зачастую они избегают прямого взгляда. От коллективной игры отказываются, предпочитая индивидуальную игру.
Основная трудность у таких детей в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития. Следует отметить, что для аутичных детей характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.
Рекомендации родителям:
-
- Старайтесь вызвать у ребенка потребность в эмоциональном общении со всеми окружающими его взрослыми, детьми и научите испытывать большую радость от него.
- Установить особый, теплый эмоциональный контакт с ним.
- Дозировать свое общение с ребенком, чтобы он от него не уставал.
- Не оставлять его наедине с самим собой, а привлекать к себе его внимание.
- Искать ему друзей.
- Внушать уверенность в себе.
- Пытаться научить его использовать свои способности.
- Не забывать, что механическая память еще не показатель интеллекта.
- Помочь усвоить бытовые навыки и навыки самообслуживания.
- Заинтересовать игрой и научить играть его с игрушками и в ролевые игры.
- Искать пути, которые помогут развить речь ребенка, приблизив ее к возрастной норме. Освободить его от штампов.
- Учить замене монологов диалогами. Свести до минимума число эхо-слов.
- Искать причины его страхов и ликвидировать их раз и навсегда.
- Подбадривать ребенка в те моменты, когда Вы чувствуете, что он испытывает страх.
- Придумывать с ним игры, где бы он торжествовал над страхом.
- Не говорить в присутствии ребенка о развивающих Вас всех его поступках.
- Пытаться нивелировать агрессию, но в то же время не забывать, что именно она нередко — главный и единственный источник всех контактов аутичного ребенка с внешним миром, а также его средство обороны.
- Стараться даже самые начальные симптомы или признаки агрессии перевести во фрагменты игры, переключив внимание ребенка на другие действия.
- Не разрушать стереотипы, а опираться полностью на них, стремясь помочь ребенку, так как обычно лишь благодаря им он может приспособиться к действительности.
- Использовать все ритуалы в нужном для вас русле.
- Дозировать все новое в разумных для ребенка в данный миг пределах.
- Стремиться сделать свою деятельность с малышом целенаправленной и своевременной.
- Проконсультироваться со специалистами.
Лучшие виды спорта для детей с аутизмом
Отметим, что аутизм создает трудности в социальном взаимодействии и в навыках коммуникации, а также часто приводит к нарушениям крупной моторики. Такие командные игры как футбол, баскетбол и хоккей, которые без затруднений осваиваются обычными детьми, для детей с РАС будут особенно сложны. Устремите свои поиски в сторону индивидуальных видов спорта: это именно то, что надо.
Аутизм и плавание
Плавание – это один из лучших видов спорта для всех без исключения людей, включая особенных детей. Такие дети, которым сложно понять, зачем в футболе нужно отдавать пас, отлично осваивают игры на воде и основные стили плавания. Ребенок с РАС может даже стать членом команды по плаванию, особенно, если соревнования предусматривают индивидуальные выступления ее участников.
Аутизм и верховая езда
Верховая езда – недешевый вид спорта. Однако именно она очень подходящее занятие для детей с РАС. Многие малыши с аутизмом ездят верхом в рамках терапевтического курса (называемого «иппотерапия»). Некоторые дети с РАС обнаруживают, что им проще поддерживать общение с животными, а не с людьми. Именно поэтому среди людей с РАС есть непревзойденные наездники.
Аутизм и легкая атлетика
Легкая атлетика подходит прежде всего потому, что большая часть ее программ предусматривают одиночные выступления. Если у ребенка с РАС нет проблем с крупной моторикой, регулярные занятия бегом, прыжки и ходьба помогут ему стать сильнее и выносливее – и, возможно, достичь успехов на уровне профессионалов.
Аутизм и боулинг
Это довольно шумная игра, но многим детям с РАС она очень нравится. Возможно, всё дело в повторениях и рутинности – катишь пару шаров и садишься на скамейку. Может быть, зрелище сбитых кегель выглядит особенно притягательно и завораживающе. Какими бы ни были причины, боулинг отлично подходит для многих детей с РАС – и что особенно хорошо, они могут играть в него с нейротипичными сверстниками.
Аутизм и пеший туризм
Зачастую люди с аутизмом наслаждаются тишиной природы, которая дает им отдых от шума и стрессов, вызываемых повседневный жизнью в городе. Пешие проулки по разнообразным ландшафтам позволяют освободиться от постоянного гнета социального окружения и необходимости вступать в контакт с другими. Им также может подойти рыбалка – она требует тишины и умения отрешиться от окружающего мира.
Аутизм и велоспорт
Умение держать равновесие – обычно не самый развитый навык у детей с РАС. Но если он успешно освоен, то велосипед может стать великолепным средством в деле приобщения ребенка к большому и разному внешнему миру. Как и боулинг, велосипед может стать серьезным развивающим увлечением, ведь им можно наслаждаться как одному, так и в группе.
Аутизм и боевые искусства
Хотя боевые искусства – это не вполне обычный спорт, они дают выход эмоциям и физической энергии. В них сочетаются приятные для людей с РАС элементы предсказуемости и алгоритмизации и коммуникационные задачи, связанными с физическим взаимодействием с другими людьми. Для многих детей с аутизмом боевые искусства – отличный способ стать крепче физически и одновременно повысить самооценку.
Источник: «Дверь в мир» сайт для людей с ограниченными
возможностями здоровья