Четверг, 25.04.2024, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | «Трудное» поведение приемного ребенка | Регистрация | Вход
Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
                          ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
     СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
     "Центр социальной помощи семье и детям 
    Нижнесергинского района"

    «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления

    «трудным» поведением ребенка.

     

                На пути создания полноценной  семьи часто возникает большое количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания.  Примером конфликта между родителями и приемными детьми может стать «трудное поведение» ребенка. Трудное - не значит плохое. Трудное поведение ребенка - это поведение, с которым нам, взрослым, трудно смириться и трудно его исправить. Данная статья  предназначена для замещающих родителей, воспитывающих приемных детей и направлена на осознание понимания проблемы и приобретение навыков ее конструктивного решения.

                Существующие несколько проблем, на которые жалуются многие приемные родители: обман, воровство, агрессивное поведение, плохая успеваемость и другое. Чтобы справиться с «трудным» поведением ребенка, нужно, в первую очередь, понимать причины, которые его вызывают.

                Дети, пришедшие в семью, ведут себя так, как они вели себя в прежней жизни. Многие из них, чтобы выжить, лгали, воровали, дрались, обижали слабого, для них такое поведение было естественным. Многие выводы о правилах жизни дети делали из конкретных ситуаций повеления их родителей и близкого окружения. Ребенок может неадекватно реагировать на замечания, прось­бы. Иногда агрессия является единственной за­щитой от стресса, а иногда,  дети в такой ситуации убегают, прячутся или причиняют себе физическую боль. Должно пройти время, пока ребенок, живя в нормальной, доброжелательной среде, научится заменять аномальные формы снятия стресса более приемлемыми. Но если же этого не происходит, следует всерьез задуматься о проведении ребенку углубленного психологического, а возможно даже психиатрического обследования.

    Основные советы по управления  «трудным» поведением ребенка.

    1. Что делать, если ребенок лжёт?

                Чаще всего причина лжи в том, что ребенок, таким образом, привлекает к себе внимание взрослых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое воображение и им необходимо просто пофантазировать время от времени.

                Выслушайте ребенка внимательно, проанализируйте наедине возможность скрытых причин лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ребенку о своем отношении к происшедшему. Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажете соответствующий случай из своего соб­ственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку или рассказ.

    ( Комментарий возможной причинно-следственной связи:

    Часто родители не осознают, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно. В большин­стве случаев это касается мелочей, таких как просьба ответить на телефонный звонок и ска­зать, что родителя нет дома, и т. д. Но для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не лжет ни при каких обстоятельствах.)

    1. Что делать, если ребёнок ворует?

                Для начала нужно понять природу  поступка. С какой целью может ребенок настойчиво воровать вещи или деньги? Список причин может получиться примерно таким:

    1. У ребенка может быть пока не сформировано представление о собственности. У ребенка, который жил в детском доме может не быть опыта обладания своими собственными вещами, а значит, и привычки уважать чужую собственность.
    2. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения.
    3. Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только при наличии материальной заинтересованности.
    4.  Бывает, что дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей, особенно если взрослые очень болезненно воспринимают воровство.
    5. Воровство может служить для ребенка способом сохранить верности своим кровным родителям, особенно если единственное, что ему известно о маме - что она отбывала наказание за кражу. Такое поведение такое поведение могут спровоцировать негативные высказывания в адрес ребенка с примерами о  его кровных родителях.
    6.  Порой детское воровство вызвано очень острым желанием обладания чем-то, что охватывает ребенка и бывает непонятно взрослым. Такое желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все и получишь»).

                Сначала надо спокойно поговорить вдвоем о случившемся. Не уличать, не обвинять, а имен­но уважительно поговорить, в том числе, и о чувствах, которые ребенок испытал в момент воровства и после. Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах.

    ( Комментарий возможной причинно-следственной связи:

    Первое, что может прийти в голову понимающего приемного родителя при столкновении с воровством ребенка: «Воровство - это, возможно, необходимая для моего ребенка вещь в его прошлой жизни. Это то, что помогало ему выживать до встречи со мною». Данное суждение  является неким потаканием (оправданием) для ребенка. )

    1. Что делать, если у ребёнка вспышки агрессии и раздражения?

                Истерики, вспышки агрессии, раздражения и истерики бывают как у детей, выросших в обычной се­мье, так и у приемных детей. Это один из способов манипулировать родителями и другими взрослыми. Некоторые родители пытаются отвлечь внимание ребенка, другие - наказывают или пытаются заставить его прекратить истерику. Все эти способы реагирования на истерики ребенка обычно не приводят к положительным результатам.

                Самым эффективным способом борьбы со вспышками раздражения у ребенка является лишение его зрителя. Если родители остаются невозмутимыми, и на них эти сцены не произ­водят никакого впечатления, то ребенок вряд ли попытается повторить такое представление. Родителям, игнорирующим вспышку раздражения у ребенка, не стоит упоминать о ней после того, как ребенок успокоится, им следует разговаривать с ребенком так, как будто ничего не произошло. Для ребенка с повышенной агрессивностью создание вещей своими руками имеет огром­ный дополнительный терапевтический смысл. Опыт показывает, что обычно вещи ломаются чаще в руках тех детей, которые не имеют навыков в самостоятельном ручном творчестве. Тот же, кто что-то сделал своими руками, трепетно бережет свое «сокровище».

    ( Комментарий возможной причинно-следственной связи:

    Часто дети хорошо понимают, что родители очень болезненно реагируют на крик и слезы, и пользуются этим средством для достижения собственных целей. Дети могут кричать и визжать, бросаться на пол и биться ногами или головой об пол, крушить вещи и угрожать убежать из дома. Родителей часто пугает такое сильное проявление эмоций, и они в отчаянии уступают ребенку, тем самым, создавая почву для развития  устойчивого агрессивного поведения ребенка. )

    1. Что делать, если ребёнок плохо учится?

                У детей, оставшихся без попечения родителей, часто наблюдается педагогическая запущен­ность, они отстают в интеллектуальном развитии от сверстников, им труднее дается школьная программа.

                Родители должны стараться максимально использовать игро­вые формы обучения. Нужно постараться заинтересовать ребенка самим процессом полу­чения новых знаний. Не стоит ругать вашего приемного ребенка за плохие оценки. Не хватайтесь за голову, не переживайте понапрасну. Двойку можно исправить, любой предмет осилить, если не тратить время на пустые переживания и выяснения отношений. Если необходимо, можно использовать специальные формы и методы обучения (например: на год позже отдать ребенка в школу, или пройти углубленное  обследование ребенка на предмет умственного и физического развития и перейти на инклюзивное (индивидуальное) обучение (данная форма  обучения должна применяться  в любой школе)).

    ( Комментарий возможной причинно-следственной связи:

    Часто приемные родители прикладывают неимоверные усилия для того, чтобы заставить ребенка  лучше учиться. Но если родитель слишком часто заставляет ре­бенка заниматься учебой, то школа может стать для него еще более ненавистна и желание учиться пропадет окончательно.

    Памятка родителям

     «Некоторые причины нарушения поведения подростка».

     

      • борьба за самоутверждение против чрезмерной опеки родителей;
      • обделенность родительским вниманием;
      • обида на родителей. Причины могут быть самые разные: слишком большое внимание, уделяемое младшему брату, развод с отцом, строгий отчим, семейные ссоры, резкое замечание, невыполненное обещание;
      • потеря веры в себя, в свой успех в результате низкой самооценки.

    Этапы  выхода  из  конфликтных  ситуаций

                Этап 1.  Прояснение конфликтной ситуации.

    • Сначала необходимо выслушать ребенка.
    • Уточнить в чем проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему важно.
    • Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
    • Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
    • Понять, какая же именно потребность ребенка ущемлена.
    • Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

    Этап 2.  Сбор предложений.

    • Желательно начать с вопроса: Как же нам быть?», «Как поступить?».
    • Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
    • Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
    • Если предложений много, их можно записать на бумаге.

    Этап 3.  Оценка и выбор наиболее приемлемого предложения.

    • Провести совместное обсуждение предложений.
    • При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
    • Определить и осознать истинные желания друг друга.
    • Сделать акцент на то, что как хорошо вместе решать «трудные» вопросы.

                4 Этап.  Контроль над выполнением решения.

    • Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
    • Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
    • Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

     (Статья разработана на основе материалов из Программы  подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей («Школа приемных родителей») ГАУ «ЦСПСиД Нижнесергинского района, утвержденной 16.01.2017 г.  и  Интернет ресурса сайт: https://nsportal.ru, Сенаторова Н.Н. - педагог-психолог г. Москва).

     

    Если у вас возникли проблемы в воспитании приемных детей, мы ждем вас в

    Центре социальной помощи семье и детям по адресу: п. Бисерть, ул. Чкалова, 35 – Б.

    Или позвоните нам по телефону: 8(34398) 6-27-60. Вам обязательно помогут педагог – психолог и социальный педагог отделения сопровождения замещающих семей.